Блог об аккумуляторах и батареях
Когда у водителя возникает мысль, что что-то не в порядке с аккумулятором? — Когда машина не заводится!
Конечно, такая мысль может прийти и в других случаях.
Заподозрив, что что-то не в порядке с аккумулятором, и первое, что пытается сделать водитель, проверить его.
Убедиться, что аккумулятор не исправен, можно заменив его на заведомо исправный аккумулятор.
Решить, исправен или нет аккумулятор и возможно ли его "оживить", можно также сделав некоторые проверки.
После этих проверок: решать позаниматься ли со своим аккумулятором или идти и покупать новый аккумулятор.
Приняв решение попробовать "оживить" свой аккумулятор — его надо поставить на зарядку и посмотреть на следующие моменты:
В зависимости от того что будет наблюдаться будут вытекать и последующие действия.
Что следует проверять при этом?
Как проверить степень разряженности аккумулятора
Степень разряженности аккумулятора, измеряя плотность электролита, можно определить следующим образом.
Из каждой банки батареи надо взять пробу электролита и ареометром замерить плотность каждой пробы.
Для внесения температурной поправки к замеренной плотности надо замерить еще и температуру электролита в аккумуляторе. В соответствии с нижеприведенной табличкой поправок прибавить или отнять к полученным показаниям ареометра.
Таблица поправок
Температура | -45 | -30 | -15 | 0 | 15 | 30 | 45 | 60 |
Поправка к показанию | -0,04 | -0,03 | -0,02 | -0,01 | 0 | +0,01 | +0,02 | +0,03 |
Если температура электролита больше 30*С поправка прибавляется к показанию ареометра. В случае, когда температура электролита меньше 0*С, тогда из показания ареометра величина поправки вычитается.
Если электролит имеет температуру от 0*C до 30*С, то поправку можно не вводить.
С помощью таблицы по полученным измерениям величин плотности электролита устанавливаем степень разряженности аккумуляторной батареи.
Принято считать, что уменьшение плотности электролита на 0,01 от нормы – разряд аккумулятора составляет примерно 6 процентов.
Таблица разряженности аккумуляторов
заряжена |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
Если хоть одна банка разряжена зимой больше чем на 25%, а летом — больше чем на 50%, аккумуляторную батарею надо снять и зарядить от отдельного зарядного устройства.
Внимание! Когда измеряется плотность электролита, необходимо следить чтобы с ареометра на поверхность аккумулятора, на кузов и другие части автомобиля не попадали капли электролита.
Электролит это собственно серная кислота, которая вызывает утечки тока, коррозию металла и т.д.
Для получения правильных результатов, не измеряйте плотность электролита в следующих случаях:
Проверка степени заряженности аккумулятора по напряжениям
Проверить автомобильный аккумулятор можно измеряя напряжения на нем.
При проверке степени разряженности аккумулятора по напряжению надо пользоваться нагрузочной вилкой. Этот прибор — нагрузочная вилка — конструктивно состоит из 2-х контактных ножек, ручки-рукоятки, нагрузочного сопротивления (которое можно включить или выключить) и вольтметра.
Как этим методом проверить автомобильный аккумулятор?
Первое что делаем — измеряем нагрузочной вилкой напряжение всей батареи, выключив нагрузочное сопротивление.
Если имеется возможность измерить напряжение на каждой банке, то измеряем напряжения и на них.
Напряжение на отдельной банке, измеренное без нагрузочного сопротивления, должно находиться в границах 2,0—2,2 вольта.
В случае, когда напряжение на банках, измеренное вилкой без сопротивления в норме, тогда делается еще измерение — измеряется напряжение на банках, но на вилке включим нагрузочное сопротивление.
Величина нагрузочного сопротивления в вилке зависит от емкости батареи.
Для батарей емкостью от 40-ка до 65 ампер-часов надо включить сопротивление величиной равной 0,018—0,020 Ом.
Когда проверяются батареи емкостью от 70 до 100 ампер-часов — включить сопротивление величиной 0,010—0,012 Ом.
Если проверяются автомобильные аккумуляторы емкостью от 100 до 135 ампер-часов, то включаются оба эти сопротивления.
При замере напряжения ножки нагрузочной вилки необходимо плотно прижать к клеммам проверяемого аккумулятора. И в конце 5-ой секунды засечь по шкале вольтметра величину напряжения.
У исправной и полностью заряженной банки аккумулятора напряжение в конце 5-ой секунды на каждой банке должно быть в границах 1,7—1,8 вольта.
О том на сколько разряжен аккумулятор можно делать вывод по таблице.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
И еще одна табличка для примерного определения как разряжена аккумуляторная батарея. В табличке учтены два параметра — плотность электролита и напряжение батареи, измеренное без нагрузки.
Разряженность в % | Напряжение батареи | Плотность электролита |
0 | 12,7 вольт | 1,28 |
20 | 12,5 вольт | 1,245 |
40 | 12,3 вольт | 1,21 |
60 | 12,3 вольт | 1,175 |
80 | 11,9 вольт | 1,14 |
100 | 11,7 вольт | 1,10 |
Проверка ёмкости аккумулятора
С целью облегчения проверки аккумуляторов созданы специальные тестеры емкости свинцовых аккумуляторов.
Эти приборы позволяют мгновенно оценить износ аккумуляторов, в то время как классические методы подсчета емкости аккумуляторы требуют проведение контрольного разряда.
Сейчас выпускаются специальные тестеры для проверки емкости аккумуляторов малой, средней и большой емкостей без контрольного разряда. После секундного измерения, тестер показывает емкость аккумулятора и его напряжение.
Тест аккумулятора основан на анализе отклика аккумулятора на посылаемые тестером зондирующие импульсы специальной формы. Прибор распознает с помощью микропроцессора отклик на эти импульсы и анализирует их.
Некоторые тестеры позволяют производить проверку аккумуляторов без их отключения от нагрузки.
Этот метод оценки емкости аккумулятора с помощью приборов имеет погрешность порядка 20 процентов, но даже и такой точности достаточно, для того чтобы вынести "диагноз" аккумулятору.
Как проверить генератор и стартер
В процессе эксплуатации автомобильных аккумуляторных батарей иногда возникает необходимость проверить еще или генератор, или стартер, а иногда и то и другое.
Самый простой, правда, предварительный, метод проверки этих электроприборов автомобиля не требует больших затрат.
Для проверки генератора или стартера мы должны иметь прибор позволяющий измерять напряжение на аккумуляторе и заведомо знать, что аккумулятор полностью заряжен.
При работающем двигателе на 2000-2400 об/мин напряжение на аккумуляторе должно быть в пределах 13,6-14,5 В.
Если при замере получаем это значение напряжения на аккумуляторе, то значит генератор исправен.
Для того чтобы проверить стартер надо отключить подачу топлива или систему зажигания и прокрутить коленчатый вал.
Если стартер исправен, то на полностью заряженной аккумуляторной батарее напряжение не должно упасть, ниже 9,6-10,5 В.
Конечно, проверка аккумулятора только по одному признаку не достаточна для заключения. Поэтому, следует проверить как можно больше показателей.
И только по результатам замеров сделать вывод и принять решение!
Проверка зарядки аккумулятора автомобиля делается измерением плотности электролита или же измерением напряжения аккумулятора. Проверка плотности электролита в аккумуляторе делается следующим образом. Набираем грушей ареометра пробу электролита из аккумуляторной банки. Даем время осесть пузырькам.
При обслуживании аккумулятора требуется соблюдать определенные правила. — При попадании капель кислоты в глаза незамедлительно промыть глаза чистой проточной водой. Промывать в течение нескольких минут! И как можно быстрее обратиться к врачу.
При выборе аккумулятора для автомобиля надо иметь в виду, что автомобильные аккумуляторы разделить на 3 категории: аккумуляторы обслуживаемые (ремонтопригодные) необслуживаемые и малообслуживаемые Пока еще в продаже имеются обслуживаемые автомобильные аккумуляторы. Их производят лишь некоторые российские заводы.