Литий-ионные аккумуляторы

Принцип работы литий-ионного аккумулятора


В 1980-х годах появились выпускаемые серийно литиевые аккумуляторы. Однако использовались они ограничено из-за большой взрывоопасности.

В 1992 году корпорация "Sony" представила свой аккумулятор на основе лития. В новых аккумуляторах металлический литий был заменен более безопасной ионной формой.

Первые литий-ионные аккумуляторы корпорации "Sony" имели положительный электрод, сделанный на основе кобальтата лития (LiCoO2), а отрицательный электрод был сделан на основе углерода (кокс) и электролитом служил раствор соли лития (гексафторфосфида лития) в органическом растворителе. При соблюдении условий разряда/заряда данные элементы были достаточно безопасны в плане взрыва.

В дальнейшем появилось много новых литий-ионных аккумуляторов. Начали изготавливать литий-ионные батареи на основе кобальтатов лития и графитовых электродов. Появились батареи на основе более дешевой химии — LiNiO2, LiMnO2, LiMn2O4, LiFePO4. Появились аккумуляторы с полимерным электролитом.

При заряде литий-ионных аккумуляторов протекает следующая реакция:

  • на положительных пластинах: LiCoO2 > Li1-xCoO2 + xLi+ + xe-
  • на отрицательных пластинах: С + xLi+ + xe- > CLix

При разряде протекает обратная реакция.

Литий-ионный аккумулятор вырабатывает примерно вдвое больше энергии на единицу веса, чем предыдущее поколение никель-метал-гидридных аккумуляторов.

К достоинствам литий-ионных аккумуляторов следует отнести:

  1. Высокую энергетическую плотность
  2. Низкий саморазряд
  3. Простоту обслуживания

Недостатки литий-ионных аккумуляторов следующие:

  1. Аккумуляторы Li-ion подвержены быстрому (взрывному) разрушению при перезаряде и/или перегреве
  2. При неаккуратном обращении аккумуляторы Li-ion могут иметь более короткий жизненный цикл по сравнению с другими типами аккумуляторов. Глубокий разряд полностью выводит из строя литиево-ионный аккумулятор.
  3. Оптимальные условия хранения Li-ion-аккумуляторов достигаются при 40%-ом заряде от ёмкости аккумулятора.
  4. Литиевые аккумуляторы стареют, даже если не используются.

Литий–ионные аккумуляторы страдают от процесса ухудшения характеристик со временем. Большинство таких аккумуляторов не может служить больше пяти лет. Количество зарядно-разрядных циклов не так влияют на ресурс, как возраст. При коротком времени цикла заряда и разряда, батарея выдерживает до 2000 циклов. При заряде литиевых аккумуляторов нежелательно превышать предел в одну ёмкость, так как это приводит к резкому сокращению срока их службы.

В настоящее время постоянно появляются литий-ионные аккумуляторы, основанные на новых химических и конструктивных составляющих. Возможности совершенствования, литий-ионных аккумуляторов, еще далеко не исчерпаны.

Разработки в области полимерных электролитов дали возможность создать твердый электролит, проводящий ионы лития. Твердый электролит создает в месте контакта с металлическим литием поверхность, препятствующую образованию дендритов лития при циклировании, что позволяет забыть о проблеме, приводящей к возгоранию и взрыву литиевых аккумуляторов.

Но литий-полимерные аккумуляторы могут работать только при температурах свыше 40 градусов Цельсия.

В автомобилях на электротяге используются следующие модификации литиевых аккумуляторов:

  • Никель-кобальт-марганец (NCM). Марганец дешевле кобальта, но срок его службы меньше.
  • Никель-кобальт-алюминий. Этот сплав подобен NCM, но алюминий стоит дешевле.
  • Фосфат железа. Этот сплав мог бы стать самым перспективным, потому что он стабилен и безопасен. Недостатком аккумуляторов из FePo является то что они работают при более низком напряжении, чем кобальтовый аккумулятор, поэтому батарей и элементов должно быть больше.

Вес всей аккумуляторной батареи в электромобилях составляет от 50 до 400кг.

Автомомобили на электротяге Nissan, имеют литий-ионные батареи плоского типа. Под днищем авто спрятано 50 модулей: вес каждого модуля 4 кг, и общая энергоотдача отдача – 90 кВт.

В аккумуляторах электромобилей Honda используют элементы с силой тока при разряде — 100A, а при заряде — 50A. Напряжение батареи 240В.



Опубликован: 02 ноября 2018, 19:13


Ещё по теме:

  1. Электролит для аккумуляторов

    Электролит для аккумуляторов Раствор серной кислоты в дистиллированной воде это и есть кислотный электролит для автомобильного аккумулятора. Для того чтобы не произошло сильного разогрева электролита, его готовят из серной кислоты плотностью 1,40. Готовить кислотный электролит надо в деревянных баках обложенных листовым свинцом, или в керамических, в эбонитовых или фаянсовых баках.

  2. Электролит кислотный для аккумуляторов

    Электролит кислотный для аккумуляторов Электролитами называются вещества, растворы, гели в которых имеются ионы. Наличие ионов создает в веществе, так называемую, ионную проводимость, то есть создаются условия для протекания электрического тока. Электролиты могут быть как твердыми, так и растворами.

  3. Маркировка автомобильных аккумуляторов

    Маркировка автомобильных аккумуляторов Маркировка, имеющаяся на аккумуляторе, должна давать следующую информацию: знак завода-изготовителя; емкость номинальную; пусковой ток при -18*С; номинальное напряжение аккумулятора; дату изготовления (2 цифры — месяц, 2 цифры — год изготовления); знаки полярности клемм; массу батареи; предупреждающие знаки; должно быть, понятно как контролировать уровень электролита (min, max или какие-либо другие обозначения).

Комментарии к этой заметке больше не принимаются.